ИНТЕРВЬЮ С ИЛЬЕЙ ТОКАРЕВЫМ
И СЕРГЕЕМ ГЕОРГИЕВСКИМ
специально для портала archipeople.ru
В апреле 2018 года стартует образовательная программа «Управление территориальным развитием» (УТРО), разработанная Архитектурной школой МАРШ и ИГСУ РАНХиГС.

Накануне старта мы поговорили с Ильей Токаревым, куратором УТРО, партнером компании «Промкод» и Сергеем Георгиевским, партнером программы УТРО, генеральным директором Агентства стратегического развития «ЦЕНТР» о том, как выглядит на практике развитие территорий, почему не надо переубеждать собственника, который «горит» своей идеей, а также о том, зачем каждому из них понадобился образовательный проект.

Коллеги, когда вас спрашивают, чем вы занимаетесь, вы обычно что отвечаете?

Сергей Георгиевский: Мы занимаемся городским консалтингом и всем, что связано с комплексным развитием территорий и объектов. Да, несмотря на то, что наша компания реализовала в данной сфере немало проектов, нам до сих пор приходится объяснять специфику работы. Дело в том, что в настоящее время традиционные профессии, например, та же архитектура, трансформируется, и к ним предъявляются совершенно иные требования.

Ключевая трансформация подхода к городскому или иному пространству заключается в том, что теперь работа с территорией начинается с идеи развития и ее программирования. Потом разрабатывается и обсчитывается концепция, создается финансовая модель и сценарий экономического развития. И только потом, на третьей стадии, все участники процесса начинают думать, о том, какие здесь будут архитектура и дизайн, инженерия и так далее.

Илья Токарев: Мы занимаемся комплексным развитием территорий. Этот рынок возник и сформировался несколько лет назад, в частности, как универсальный ответ на запрос девелоперов, собственников земли: куда и к кому идти, если нужно что-то сделать с активом? Я по первому образованию архитектор и прекрасно знаю, как это было, когда объект строился или даже просто обсуждался по 15 лет. Дело было примерно так: собственник или группа собственников (второй вариант – вообще печальная история) приходили сначала в одно архитектурное бюро, где им там что-то рисовали. Потом они шли к консалтерам и те им что-то считали, что никак не совпадало с рисунком. Затем люди отправлялись к третьим экспертам с просьбой «сшить» оба решения и так далее. Не редкость, когда в то самое, первое бюро, через несколько лет приходили те же самые собственники и просили еще раз попробовать, но, разумеется, за меньшие деньги, поскольку бюджет уже потрачен.

Вот, например, на въезде из центра на Новый Арбат стоит бывшая АТС, которая сейчас сдается под разные офисы, при этом большая часть здания пустует. Его собственники приходили в бюро, где я в свое время работал с вопросом: «Что с этим домом можно сделать такого, чтобы его не сносить, потому что город не дает разрешение на снос?».

И это была не первая на тот момент итерация. На этом проекте упражнялись многие архитекторы Москвы. В результате здание стоит более 15 лет, оно расформировано, и как актив не работает. А проблема здания в том, что его пятно застройки – это и есть его земля. Поэтому, если делать, допустим, офисное здание, то тебе нужна хорошая парковка. При этом, у здания почти нет прилегающей территории и организовать паркинг просто негде. То есть, собственник должен сознательно пожертвовать первыми этажами, поскольку только на их месте можно сделать парковку. Но никто не готов принять такое решение. В том числе, потому что люди ходят по кругу, получают разрозненные советы от очень разных узких специалистов, и не могут сложить их в единую картину. Вот, наверное, созданием таких общих картин мы и занимаемся, стараясь, проанализировав все аспекты, найти наиболее верный или, возможно, единственный сценарий развития территории.

С каких проектов началась ваша деятельность? На чем вы «тренировались»?

Сергей: Наша история, как команды, началась с парка «Сокольники» в Москве. Парк в какой-то момент захотел понять, как жить дальше и увидеть свою стратегию развития минимум на 15 лет вперед во всех плоскостях: с точки зрения ландшафтного дизайна, архитектуры, планировочных решений, маркетинга, экономической и бизнес-модели, системы управления. Мы в рамках решения данной задачи провели серьезный анализ российской и мировой практик, потом написали вместе с парком Техническое задание. Этот этап обычно не виден со стороны, но, на самом деле, именно он – самое сложное и важное, что может произойти с территорией и проектом. От него зависит, какой будет дальнейшая работа. Для написания ТЗ мы работали со всеми служащими парка, с институциями, которым он подчинен, делали все, чтобы разобраться с ожиданиями и ресурсами каждой из сторон. И вот когда мы все перенесли на бумагу, то объявили Международный конкурс на разработку концепции развития территории парка, который стал первым конкурсом открытого типа на крупное общественное пространство в Москве.

Для нас этот проект тоже стал прорывом: в ходе конкурса мы отработали все модели, включая модель соучаствующего проектирования. Мы вовлекли Общественный совет парка, местных жителей, экспертов в серию проектных семинаров, на которых они вместе с нами формировали часть задания на проектирование, снимая при помощи такого механизма все потенциальные конфликты, которые в случае столкновения различных интересов неизбежны. Конечно, при реализации некоторые решения по развитию «Сокольников» претерпели адаптацию, но, в целом, ключевые идеи, которые были заложены победителем конкурса, парком системно воплощаются.

Какой из реализованных проектов по развитию территорий доставляет вам особое профессиональное и человеческое удовольствие?

Илья: Могу привести в качестве примера недавнюю историю. Меня как отдельного члена команды компания Flacon Х привлекла для разработки креативного кластера в Иркутске. Там произошла показательная для всех история. Собственник имел старый пивной завод Доренберга конца XIX – начала XX века. Он заинтересовался сценарием развития территории по принципу создания креативного кластера. Нужно было разработать концепцию развития, просчитать бизнес-модель, сервисную модель, план переселения и так далее. В результате работы была разработана концепция дизайн-завода «Доренберг», собственник взял ее на вооружение и стал поэтапно реализовывать. Он настолько поверил в эту историю, что пошел в банк, взял кредит, стал оперативно проводить плановые мероприятия по реконструкции и ремонту территории и ее объектов. Пространство начало наполняться креативными бизнесами.

В Иркутске это был первый опыт создания креативного кластера - рискованный эксперимент, потому что было непонятно, есть ли в городе ресурс для заполнения такого рода пространства. Оказалось, что ресурс есть, запрос от города, бизнеса на такой формат общественного пространства тоже имеется. И собственник вместе со своим отделом аренды в настоящий момент активно реализуют предложенную ему концепцию. Надо отметить, что концепция была настолько подробна, что включала в себя даже инструкции на тему, как общаться с резидентами, с учетом их участия в развитии территории: были расписаны все функциональные схемы под каждый объект на участке и под готовность резидентов вкладываться в развитие, например, за счет создания фестивальной активности, городских событий на территории дизайн-завода, а также иных способов увеличения трафика посетителей. С момента старта прошел год, пока «полет нормальный». Модель преобразования рассчитана на 5 лет, надеюсь, что все у них будет хорошо.

Зачем вам понадобился образовательный проект? Почему вы занялись программой УТРО?

Сергей: Потому что наши вузы не готовят нужных рынку специалистов. На всю страну де-факто есть 3,5 программы, которые выпускают экспертов, готовых к реальной жизни. Академическое образование в нашем деле не работает. Я как руководитель компании сталкиваюсь каждый день с тем, что на нашем маленьком рынке мы боремся за кадры, перетягиваем их друг у друга. По учебнику это все не работает. А не по учебнику практически никто не учит. Максимум, что мы имеем, это Институт «Стрелка», Высшая школа урбанистики и вот теперь, надеюсь, УТРО. Рынку нужны программы, которые будут преодолевать разрыв между академическим образованием и реальной профессиональной деятельностью, давать не правильные знания, а знания, которые работают на практике.

Илья: Когда мы готовили программу УТРО, мы проанализировали множество институций на территории Российской Федерации, которые занимались чем-то, ассоциирующимся с развитием территорий. Исследование показало, что 100% таких программ строятся на теоретическом блоке: читка лекций и семинары, максимум (и только в Москве) – воркшопы с отработкой ряда компетенций на конкретных кейсах. Правда, слушатели к этим кейсам имеют весьма теоретическое отношение: они не бывают на территориях, развитием которых занимаются, а если и посещают, то в качестве экскурсантов.

И вот, в противовес подобному подходу, мы и делаем нашу программу. Уникальность ее состоит в том, что у тебя есть реальный собственник, у него – реальная земля и на протяжении учебного года ты упражняешься в ее развитии. Эта практика может стать твоим старт-апом, реализованным проектом в портфолио, будущей работой в найме и так далее. УТРО - площадка, которая, по сути, дает возможность не только чему-то научиться, но и даже запустить свой собственный бизнес.

Полное интервью читайте на портале archipeople.ru

Управление территориальным развитием
Для подачи заявки, пожалуйста, заполните анкету
Личные данные
Пол*
Контактная информация
Место жительства в настоящее время
Образование
Укажите, пожалуйста, уровень Вашего образования*
Опыт работы
Пожалуйста, укажите, имеется ли у вас опыт работы?
Декларация*
Made on
Tilda